Десятилетние мальчики в чёрных круглых очках, съёжившись,
плотно сжав губы и прижав к лицам дула, ждут, когда ими, как пулями, выстрелит
пистолет. Нас не устраивает этот мир, он кажется нам то ли сломанным и
испорченным, то ли изначально созданным неправильным и уродливым. Наше
недовольство приводит к различным формам отрицания: нонконформизм, цинизм,
эскапизм. Нам нравится то, что созвучно нашим мыслям и соответствует нашим
представлениям. Нам нравится то, что подтверждает сказанные нами слова. Нам
нравятся работы Ханса Руди Гигера.
Одни из них совершенно сюрреалистичны: автоматически
выплеснувшиеся, текущие и перетекающие формы из подсознательного, ночные
ускользающие кошмары. Другие работы поддаются интерпретации. Помимо известного
всем Чужого, Гигер создал и другой образ, достаточно насыщенный семиотически,
чтобы глубко засесть в наших мозгах – Биомеханоида. Это слияние подчас жестокое
и разрушительное, но вместе с тем органичное и нерасчленимое, слияние Человека
и Механизма, когда машины обретают черты и имитируют формы органического мира,
а люди обретают металлическую невозмутимость и спокойствие. Это метафора нашей
жизни в мире, который мало кого устраивает, мало кому нравится, но с которым мы
так прочно скреплены, так неразрывно слиты, что никто не может жить иначе, чем
в этом тягостном, но не лишённом красоты, союзе.
Одной из самых распространённых в творчестве Гигера является
космос. Наверное, поэтому выставка «Гигер. Графика. Ретроспектива» была открыта
16 мая в Московском планетарии, вернее, в его паркинге. Продлится она до 15
июля, и на ней можно увидеть работы разных лет, в том числе и те, которые были
представлены прошлым летом на выставке «Коллективное бессознательное: графика
сюрреализма от де Кирико до Магритта».
Комментариев нет:
Отправить комментарий