В Севастополе отбивают склянки. Изрезан город бухтами и
покоится на холмах. Белёсый город в балконах и колоннах под сенью крон и
вековой пыли. Памятник героическому прошлому на плечах будущих моряков. Две
улицы с односторонним движением: от раненного Нахимова проспект его имени к
площади Ушакова и обратно улица Ленина, мимо горделивой Екатерины II, чьим именем звалась, к
Графской пристани. Прозрачный воздух наполняют солнце и морской ветер.
Захлебнувшаяся ветром рыба. Извилистые улочки застыли в безмятежности,
переполненные вывесками и рекламами.
Изгибается дорога мимо Владимира Святого к Херсонесу, к
руинам и фундаментам давно прошедших веков. Очертания льва, средневековые
псевдоколонны с капителями, лестница в монетный двор, цистерны для засолки
хамсы, крохотные лабиринты из фундаментов домов, половина греческого театра,
художники на пленере и студенты-археологи, экскурсоводы под зонтиками и дети,
бегающие по обломкам стен, колонны на фоне зелёного моря, Андрей Первозванный,
Владимирский собор двухэтажный, стены старого храма внутри нового, Гавриил с
лилией и Михаил с огненным мечом, камни средневековья на камнях античности,
здесь разыгрываются спектакли об Эзопах и Эсмеральдах, ряд зелёных скамеек,
здание музея на реставрации, невырастающие травы в саду, выбеленные камни,
древний стук подошв о сухую почву, стоят деревья, дорожки покрыты белым гравием
и ведут к морю, вниз, к прошлому. Сквозь два белых столба, увенчанные пирамидками
из шаров, символизирующие пушечные ядра, напоминающие об Обороне в 1854-1855
годах.
Круг фонтана перед цилиндром Панорамы, круг фонтана позади.
Внешние стены музея отмечены бюстами с торсами атлетов: помимо адмиралов и
матросов, именитый врач Пирогов, начинающий писатель Толстой и женщина без
фамилии. Мертвенно бледны восковые ступни Корнилова, белым налётом покрыты
земля и укрепления, корзины, мешки с песком и доски, небо из перламутра,
нарисованный дым англо-французской артиллерии, только чёрен силуэт Нахимова на
стене, заворачивающаяся улитка лестниц, иллюминаторы квадратных окон нижней
площадки, искусственный ветер, история осады, история войны, идущая по кругу, и
всё один, неподвижный, нескончаемый день, мертвенность косынок сестёр милосердия
и солдатских перевязей, механически воспроизводящие слова экскурсоводы,
нательные кресты трупов, баночка с видом Альминского сражения, медицинские
склянки и инструменты на зелёном бархате, оборванные куски полотна Рубо,
чёрно-белые фотографии, осколки истории, запечатанные под стеклом, макеты судов
и свалка якорей, ставшая местом для игр детей.
Безмятежность и покой в бегущем, дрожащем троллейбусе,
суетно пытающимся обогнать рост стебля, оплетающего стену, и старение мола,
оплетающего бухту.
Комментариев нет:
Отправить комментарий